Отправить отзыв

 +7(384)258-03-75,  kkemerovograd@mail.ru

- Подготовка деклараций 3-НДФЛ;
- Возврат подоходного налога, налоговые льготы;
- Персонифицированный учет;
- Подготовка документов на возмещение НДС;
- Взаимодействие с налоговыми органами;Постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета
- Подготовка и сдача отчетности в ИФНС, внебюджетные фонды
- Ведение кадрового учета
- Регистрация, внесение изменений, ликвидация ООО, ИП
- Здесь указаны расценки на услуги

 

  • Координатор проекта

    Е.Ю. Усольцев Председатель обкома Кемеровской областной территориальной организации независимого профсоюза работников охранных и детективных служб РФ Член Координационного совета по взаимодействию с негосударственными структурами безопасности при ГУ МВД России по Кемеровской области

    www.профсоюз-охраны.рф

ООО "Трудовой Арбитр"
Бухгалтерское обслуживание и сопровождение организаций.
Cпециализируемся на разрешении арбитражных и трудовых споров.

Кроме того, опыт наших юристов позволяет осуществлять комплексное правовое обслуживание клиентов.


 

Россия.
Кемеровская область
г.Кемерово ул. Орджоникидзе д.6
e-mail: kkemerovograd@mail.ru
телефон +7 (384) 258-03-75

НДФЛ: новшества, введенные Федеральным законом от 02.05.2015 № 113-ФЗ

25 июня 2015 - Администратор

Федеральным законом от 02.05.2015 № 113-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в целях повышения ответственности налоговых агентов за несоблюдение требований законодательства о налогах и сборах»[1] (далее – Федеральный закон № 113-ФЗ) предусмотрено введение для налоговых агентов ежеквартальной формы отчетности, при этом установлены новые виды ответственности за несвоевременное ее представление, а также за представление неполных и недостоверных сведений. Кроме того, законом уточнена дата признания дохода в целях исчисления НДФЛ, а также скорректирован порядок исполнения налоговым агентом обязанностей по исчислению, удержанию и уплате налога.

Введение ежеквартальной отчетности по НДФЛ

Поправки, предусматривающие введение ежеквартальной отчетности по НДФЛ, вступят в силу 1 января 2016 года (п. 3 ст. 4 Федерального закона №113-ФЗ). По мнению законодателей, введение такой отчетной формы позволит налоговым органам оперативно проводить камеральные налоговые проверки правильности исчисления и удержания налоговыми агентами сумм НДФЛ и свое­временно привлекать их к ответственности.

Действующей редакцией п. 2 ст. 230 НК РФ установлено, что налоговые агенты должны представлять в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему РФ за этот налоговый период налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, форматам и в порядке, которые утверждены федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Пунктом 3 ст. 2 Федерального закона №113-ФЗ п. 2 ст. 230 НК РФ изложен в новой редакции. Согласно внесенным поправкам налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета:

  • документ, содержащий сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах налога, исчисленного, удержанного и перечисленного в бюджетную систему РФ за этот налоговый период (далее – документ, содержащий сведения о доходах), по каждому физическому лицу. Такой документ представляется ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, форматам и в порядке, которые утверждены федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;
  • расчет сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом, за I квартал, полугодие, девять месяцев (далее – расчет сумм НДФЛ). Он представляется не позднее последнего дня месяца, следующего за соответствующим периодом, за год – не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, форматам и в порядке, которые утверждены федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

К сведению

Пункт 5 ст. 1 Федерального закона №113-ФЗ дополнил п. 1 ст. 80 «Налоговая декларация» НК РФ абзацем следующего содержания: расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, представляет собой документ, содержащий обобщенную налоговым агентом информацию в целом по всем физическим лицам, получившим доходы от налогового агента (обособленного подразделения налогового агента), о суммах начисленных и выплаченных им доходов, предоставленных налоговых вычетах, об исчисленных и удержанных суммах налога, а также других данных, служащих основанием для исчисления налога.

В связи с введением новой отчетной формы законодатели уточнили порядок представления отчетности в налоговые органы:

  • налоговые агенты – российские организации, имеющие обособленные подразделения, направляют и документ, содержащий сведения о доходах, и расчет сумм НДФЛ в отношении физических лиц, получивших доходы от таких обособленных подразделений, в налоговые органы по месту их нахождения;
  • налоговые агенты – организации, отнесенные к категории крупнейших налогоплательщиков, представляют документ, содержащий сведения о доходах, и расчет сумм НДФЛ (в том числе в отношении физических лиц, получивших доходы от обособленных подразделений указанных организаций) либо в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика, либо в налоговый орган по месту учета такого налогоплательщика по соответствующему обособленному подразделению (отдельно по каждому обособленному подразделению);
  • налоговые агенты – индивидуальные предприниматели, которые состоят в налоговом органе на учете по месту осуществления деятельности в связи с применением системы налогообложения в виде ЕНВД и (или) ПСН, представляют документ, содержащий сведения о доходах, и расчет сумм НДФЛ в отношении наемных работников в налоговый орган по месту своего учета в связи с ведением такой деятельности.

К сведению

Документ, содержащий сведения о доходах, и расчет сумм НДФЛ направляются налоговыми агентами в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. При численности физических лиц, получивших доходы в налоговом периоде, до 25 человек налоговые агенты могут представлять указанные документ и расчет на бумажных носителях. До внесения поправок Федеральным законом №113-ФЗ сведения о доходах физических лиц и суммах НДФЛ могли быть поданы на бумажных носителях при численности физических лиц, получивших доходы в налоговом периоде, до 10 человек.

Введение новых видов ответственности за нарушения, связанные  с представлением отчетности по НДФЛ

Штраф за непредставление налоговым агентом в налоговые органы в установленный срок документов и иных сведений. Согласно п. 1 ст. 126 НК РФ за данное нарушение предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ.

Однако за непредставление расчета сумм НДФЛ предусмотрен штраф в более высоком размере. В силу нового п. 1.2 ст. 126 НК РФ непредставление налоговым агентом в установленный срок расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа с налогового агента в размере 1 000 руб. за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления.

Штраф за представление недостоверных сведений. Пунктом 8 ст. 1 Федерального закона №113-ФЗ текст гл. 16 «Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение» НК РФ был дополнен ст. 126.1 «Представление налоговым агентом налоговому органу документов, содержащих недостоверные сведения». На основании п. 1 новой статьи представление налоговым агентом налоговому органу документов, предусмотренных Налоговым кодексом, содержащих недостоверные сведения, влечет взыскание штрафа в размере 500 руб. за каждый представленный документ, содержащий недостоверные сведения.

При этом налоговый агент освобождается от ответственности, установленной ст. 126.1 НК РФ, если им самостоятельно выявлены ошибки и представлены налоговому органу уточненные документы до момента, когда налоговый агент узнал об обнаружении налоговым органом недостоверности содержащихся в представленных им документах сведений (п. 2 данной статьи).

Приостановление операций по счетам. Подпунктом «б» п. 4 ст. 1 Федерального закона №113-ФЗ ст. 76 «Приостановление операций по счетам в банках, а также переводов электронных денежных средств организаций и индивидуальных предпринимателей» НК РФ дополнена п. 3.2. Согласно данному пункту руководителем (заместителем руководителя) налогового органа принимается решение о приостановлении операций налогового агента по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств в случае непредставления этим налоговым агентом расчета сумм НДФЛ в налоговую инспекцию в течение 10 дней по истечении установленного срока подачи такого расчета.

Внесенными поправками предусмотрено, что решение налогового органа о приостановлении операций налогового агента по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств отменяется решением этого налогового органа не позднее одного дня, следующего за днем представления данным налоговым агентом расчета сумм НДФЛ.

Определение даты фактического получения дохода в целях исчисления НДФЛ

На основании п. 1 ст. 223 НК РФ в целях применения гл. 23 НК РФ дата фактического получения дохода определяется как день:

  1. выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо (по его поручению) на счета третьих лиц, – при получении доходов в денежной форме;
  2. передачи доходов в натуральной форме – при их получении в натуральной форме;
  3. уплаты налогоплательщиком процентов по полученным заемным (кредитным) средствам, приобретения товаров (работ, услуг), ценных бумаг – при получении доходов в виде материальной выгоды.

Исключения из названного порядка определения даты фактического получения дохода содержатся в п. 2 – 5 ст. 223 НК РФ. В частности, при получении дохода в виде оплаты труда датой фактического получения налогоплательщиком такого дохода признается последний день месяца, за который ему был начислен доход за выполненные трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором (контрактом).

Федеральным законом №113-ФЗ в п. 1 ст. 223 НК РФ были введены новые положения. В силу новых пп. 4 – 6 дата фактического получения дохода определяется следующим образом:

  • для зачета встречных однородных требований, списания в установленном порядке безнадежного долга с баланса организации доход признается полученным в день совершения соответствующих событий;
  • для командировочных расходов с 2016 года предусмотрены особые правила определения даты получения дохода: это последний день месяца, в котором утвержден авансовый отчет после возвращения работника из командировки. Напомним, что в настоящее время датой получения дохода признается дата утверждения авансового отчета. При этом, если командировочные расходы номинированы в иностранной валюте, для целей НДФЛ понесенные расходы будут пересчитываться в рубли по официальному курсу ЦБ РФ, установленному на последнее число месяца, а для целей налога на прибыль – на дату утверждения авансового отчета (пп. 5 п. 7 ст. 272 НК РФ), что будет влиять на налогообложение вследствие изменения курса валют;
  • датой получения дохода в виде материальной выгоды от экономии на процентах при получении заемных (кредитных) средств, которая выражается в экономии заемщика на процентах за пользование средствами, полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей (ст. 212 НК РФ), будет признаваться последний день каждого месяца в течение срока, на который были предоставлены заемные (кредитные) средства (новый пп. 7 п. 1 ст. 223 НК РФ). В настоящее время материальная выгода определяется на дату уплаты процентов. То есть по договорам займа, выданным до 2016 года, материальная выгода с 1 января 2016 года будет определяться на 31.01.2016, 29.02.2016 и т. д.

К сведению

Федеральным законом №113-ФЗ не урегулирован вопрос о дате получения дохода в виде материальной выгоды при беспроцентных займах. Возможно, в данной ситуации также следует применять правила пп. 6 п. 1 ст. 223 НК РФ, то есть определять материальную выгоду по беспроцентным займам на последний день каждого месяца.

Изменения в порядке уплаты НДФЛ

Согласно действующей редакции п. 3 ст. 226 НК РФ исчисление сумм налога производится налоговыми агентами нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца применительно ко всем доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка, установленная п. 1 ст. 224 НК РФ, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога.

Сумма налога применительно к доходам, в отношении которых применяются иные налоговые ставки, исчисляется налоговым агентом отдельно по каждой сумме указанного дохода, начисленного налогоплательщику.

Новой редакцией абз. 1, 2 п. 3 ст. 226 НК РФ предусмотрено, что НДФЛ исчисляется налоговыми агентами на дату фактического получения дохода, определяемую в соответствии со ст. 223 НК РФ, нарастающим итогом с начала налогового периода применительно ко всем доходам (за исключением доходов от долевого участия в организации), в отношении которых применяется налоговая ставка 13%. А сумма налога применительно к доходам, в отношении которых применяются иные налоговые ставки, а также к доходам от долевого участия в организации исчисляется налоговым агентом отдельно по каждой сумме указанного дохода, начисленного налогоплательщику.

Удержание НДФЛ производится при фактической выплате дохода в денежной форме (п. 4 ст. 226 НК РФ). При выплате налогоплательщику дохода в натуральной форме или получении им дохода в виде материальной выгоды исчисленная сумма налога удерживается налоговым агентом за счет любых доходов, выплачиваемых им налогоплательщику в денежной форме. При этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50% суммы выплачиваемого дохода в денежной форме.

Суммы исчисленного и удержанного налога налоговые агенты обязаны будут перечислять не позднее дня, следующего за днем выплаты налогоплательщику дохода (новая редакция п. 6 ст. 226 НК РФ).

К сведению

По сравнению с действующей редакцией НК РФ срок перечисления НДФЛ стал единым: при выплате налогоплательщику доходов в виде пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком) и в виде оплаты отпусков налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее последнего числа месяца, в котором производились такие выплаты.

Кроме того, Федеральным законом №113-ФЗ уточнены обязанности организации по уплате налога по месту нахождения обособленного подразделения (абз. 3 п. 7 ст. 226 НК РФ). В действующей редакции сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этого обособленного подразделения. В новой редакции уплата налога должна осуществляться исходя из сумм доходов физических лиц по всем договорам, заключенным с обособленным подразделением (а не только по трудовым договорам).

К сведению

Сообщение о невозможности удержать налог и сумме неудержанного налога нужно будет направлять в налоговый орган до 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, а не до 1 февраля (п. 5 ст. 226 НК РФ). Поскольку после сообщения о невозможности удержания налога обязанность налогового агента по удержанию НДФЛ прекращается, утрачивает силу п. 2 ст. 231 НК РФ, предписывающий налоговым агентам производить взыскание задолженности с физических лиц до ее полного погашения.

В заключение перечислим основные новшества, введенные Федеральным законом №113-ФЗ:

  • с 1 января 2016 года налоговым агентам надо будет помимо документа, содержащего сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах налога, исчисленного, удержанного и перечисленного в бюджетную систему РФ за этот налоговый период (до внесения поправок – сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему РФ за этот налоговый период налогов), ежеквартально представлять расчет сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом;
  • предусмотрены новые виды ответственности: штраф за непредставление (несвоевременное представление) в налоговый орган расчета сумм НДФЛ в размере 1 000 руб., штраф за представление недостоверных расчетов сумм НДФЛ и (или) сведений о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ в размере 500 руб. за каждый документ, содержащий недостоверные сведения, приостановление операций налогового агента по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств в случае непредставления расчета сумм НДФЛ в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока подачи такого расчета;
  • уточнен порядок определения даты фактического получения дохода для зачета встречных однородных требований, списания в установленном порядке безнадежного долга с баланса организации, для командировочных расходов, а также для дохода в виде материальной выгоды от экономии на процентах при получении заемных (кредитных) средств, которая выражается в экономии заемщика на процентах за пользование средствами, полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей;
  • скорректирован порядок исполнения налоговым агентом обязанностей по исчислению, удержанию и уплате налога.

[1] Опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 02.05.2015.

Источник: Журнал "Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение"

Отзывы (0)

Нет отзывов. Ваш будет первым!

Антиофис Кемерово

Внимание Ваш браузер устарел!

Мы рады приветствовать Вас на нашем сайте! К сожалению браузер, которым вы пользуетесь устарел. Он не может корректно отобразить информацию на страницах нашего сайта и очень сильно ограничивает Вас в получении полного удовлетворения от работы в интернете. Мы настоятельно рекомендуем вам обновить Ваш браузер до последней версии, или установить отличный от него продукт.

Для того чтобы обновить Ваш браузер до последней версии, перейдите по данной ссылке Microsoft Internet Explorer.
Если по каким-либо причинам вы не можете обновить Ваш браузер, попробуйте в работе один из этих:

Какие преимущества от перехода на более новый браузер?

  • Скорость работы. Веб-сайты загружаются быстрее;
  • Веб-страницы отображаются корректно, что снижает риск пропуска важной информации;
  • Больше удобств в работе с браузером;
  • Улучшена безопасность работы в интернете.